Сегодня в Доме архитектора состоялся круглый стол, организованный «Фонтанкой» и Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт-Петербурга.

Сегодня в Доме архитектора состоялся круглый стол, организованный «Фонтанкой» и Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт-Петербурга. Эксперты обсудили основные этапы развития и роль церковного зодчества в Петербурге, а также обозначили актуальные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются те, кто занимается новым строительством храмов и воссозданием разрушенного духовного наследия.

По данным, озвученным в рамках обсуждения, с 2000-го года Санкт-Петербургу возвращено всего девять утраченных церквей и часовен. В то время как, по словам президента Санкт-Петербургского союза архитекторов Владимира Григорьева, согласно схеме религиозных объектов от 2015 года, разрешения на реставрационную деятельность были выданы на 163 объекта.

Эксперты сформулировали ряд проблем, которые обусловили сложившуюся ситуацию. Вице-президент Санкт-Петербургского союза архитекторов Михаил Мамошин подчеркнул, что объекты религиозного назначения сейчас строятся в основном на пожертвования, либо деньги инвесторов, а этого недостаточно. Его поддержал заместитель директора Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге Андрей Мезилев:

«Идея о том, чтобы построить или воссоздать храм рождается в умах тех, кто готов пожертвовать средства или занимается профессионально этим вопросом. Но утверждение этих решений и согласование со всеми ведомствами — это очень сложный процесс, и чем крупнее объект, чем ближе он к центру, тем сложнее. Идти снизу практически невозможно, поэтому и церквей воссоздано 9, а не 20 или больше. Если бы были проекты, заранее согласованные на профессиональном уровне, то и конкурсы среди архитекторов проходили бы веселее, и средства бы находились быстрее. Потому что люди бы приносили свои пожертвования в конкретные проекты, а не в какие-то абстрактные, которые то ли будут, то ли нет».

По словам архимандрита, председателя Комиссии по архитектурно-художественным вопросам Александра Фёдорова, в любом христианском городе образующей считается система храмов. В Петербурге многое оказалось разрушено, но основная структура всё-таки сохранилась. Помимо сложностей с финансированием и преодолением препятствий в градостроительном законодательстве он выделил важность конструктивного развития социально-психологических взаимоотношений между строителями, благотворителями, духовенством и прихожанами. Кроме того, очень остро, по его мнению, стоит вопрос с кадрами. В данный момент основы церковного зодчества заложены в программе только трёх вузов.

Эксперты сошлись на том, что профессия архитектора, как и уважение к ней только начинают возрождаться, а вместе с ними и само зодчество. Владимир Григорьев, президент Союза Архитекторов Санкт-Петербурга, подчеркнул, что архитектор был третьей по важности фигурой в обществе, после правителя и духовного лица. Однако с середины XX века, когда было решено отказаться от всех архитектурных излишеств, эта некогда уважаемая специальность утратила былое значение.

По мнению епархиального архитектора Санкт-Петербургской Епархии Дмитрия Борунова, если бы нормы храмового строительства были прописаны в законодательстве, то и решения о возведении очередной святыни принимались проще, а главное, не было бы конфликтов с представителями градозащитного сообщества. По словам градозащитника Ярослава Кострова, — непонимание со стороны жителей чаще всего возникает в местах плотной застройки, в частности, в центре города, где ощущается острый дефицит зелёных зон, детских площадок, а концентрация церквей и часовен зачастую выше, чем на периферии. В то же время, своё несогласие со строительством культовых объектов выражают и жители спальных районов. Главный редактор онлайн-газеты «Канонер» Дмитрий Ратников выразил уверенность, что, если бы проекты были более продуманными и имели эстетическую ценность, конфликтов было бы меньше.

В конечном итоге, все собравшиеся поддержали мысль о том, что в новых районах необходимо формировать единый художественно архитектурный стиль, но одновременно достойный того культурного наследия, которым город уже обладает. А для этого нужны открытый и честный диалог и налаженное взаимодействие всех участников процесса: от благотворителей и горожан до исполнителей и тех, кто принимает решения о появлении и воссоздании объектов.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.