В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) эксперты поговорили о роли архитектурных доминант в организации городского пространства. В частности, обсудили концепцию строительства колокольни Смольного собора по проекту Растрелли. 

В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) эксперты поговорили о роли архитектурных доминант в организации городского пространства. В частности, обсудили концепцию строительства колокольни Смольного собора по проекту Растрелли. 

Возводить грандиозное сооружение высотой 140 метров начали еще в середине XVIII века. Вскоре, однако, работы были приостановлены, а затем строительство прекратилось. Архитекторы рассмотрели целесообразность и актуальность реализации проекта Растрелли в современных условиях.

Как отметил директор Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге Илья Козлов, уже сейчас посетители Смольного собора могут видеть макет монастыря с колокольней в изначально задуманном виде. Однако с юридической точки зрения, воссоздание колокольни не представляется возможным, так как проект может быть воплощен в жизнь только при условии консенсуса со стороны горожан, а также после прохождения необходимых историко-культурных экспертиз. 

В обсуждении также принял участие глава Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергей Макаров. Он отметил важную роль архитектурных доминант в формировании облика нашего города. Кроме того, он напомнил о городском законе, содержащем перечень утраченных доминант, рекомендуемых к восстановлению. Всего в список входят 17 объектов, но в скором будущем восстановить удастся далеко не все из них. Работу осложняют и законодательные ограничения, которые касаются строительства в центре города, а также запрещают стройку в охранных зонах. 

Глава комитета добавил, что эти нормы можно изменить, но перед этим необходимо собрать мнения экспертов. Сергей Макаров подчеркнул, что для Северной столицы этот вопрос принципиален, так как она включена в список ЮНЕСКО. 

Заслуженный архитектор России Михаил Мамошин указал, что колокольня является завершающей частью феноменального ансамбля. Присутствующим он продемонстрировал 3D-модель видов города с колокольней, отметив, что сооружение не только не портит, но и дополняет вид с набережной. Эксперт также подчеркнул, что ансамбль Смольного монастыря представляет собой выдающийся пример штукатурного барокко, техники строительства, которой не было нигде в мире, так как всюду этот стиль реализовывался в камне.

Сторонниками воссоздания колокольни выступают и представители церкви. Так, епархиальный архитектор Санкт-Петербургской епархии Дмитрий Борунов передал мнение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, который считает, что колокольня нужна. «Смольный собор строился как часть единого монастырского комплекса, — рассказывает Борунов, — и если посмотреть на другие монастыри, храмы, то они развивались непрерывно. Например, ансамбль Троице-Сергиевой лавры состоит из зданий разных эпох и стилей. Но в какой-то момент это развитие заморозилось, застыло, и монастыри стали памятниками, а не живой средой». С таким же посылом выступил и Роман Муравьев, член совета по церковной архитектуре Санкт-Петербургского союза архитекторов. По его словам, строительство колокольни поддержит авторское решение и станет логичным завершением ансамбля.

В процессе обсуждения звучал вопрос — правильно ли говорить о воссоздании колокольни или все-таки о ее строительстве «с нуля». По мнению Антона Иванова, заместителя председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, воссоздание — это инструмент, применяемый в чрезвычайных обстоятельствах — когда здание было утрачено во время войны, пожара, разрушено при большевиках. В остальных же случаях необходимо четко следовать законодательству. «Мы готовы включиться в обсуждение идеи колокольни, но пока этот проект невозможен по закону», — отметил он.

Резюмируя итоги дискуссии, заместитель директора Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге Андрей Мезилев согласился, что это будет новым строительством, что не делает колокольню менее значимой для города. Фонд готов рассматривать точки рядом для строительства колокольни — например, на площади Растрелли. Пока же Фонд продолжит работу над проектами внутри Смольного собора — идет воссоздание иконостаса, отремонтирована входная группа и подвальное пространство, которое можно использовать для проведения общественных мероприятий, а в подкупольном пространстве планируется создать музей «Собрание ангелов».

 

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.